Россия, Красноярский край, Дивногорск, улица Залив Шумиха, 39
Телефон:
+7 (391) 215-10-00
Круглосуточноадминистрация: пн-вс 10:00-18:00
whatsapp telegram vk email

Кто жил по берегам балтийского моря

Время славян. Венеды — свирепые хозяева Балтики

Сложно переоценить роль южно-балтийских славян для истории России. Дело даже не в том, что оттуда вышла самая известная династия правителей Русских земель, а в том, что именно на их территории веками располагались религиозные центры славянской веры — языческие Храмы Ретра и Аркона.

Оба они последовательно разрушены крестоносцами, но были времена, когда от них зависела политика всех славянских племен. Ни один князь не мог вступить в права, не получив одобрения жрецов этих храмов, именно здесь решались самые важные вопросы и рядили высший суд Богов. Паломники, купцы и воины нескончаемым потоком текли под их своды.

Вступление

Уважаемый читатель, начиная читать материал надо понимать, что это не защита диссертации в ВАК РАН и не исследование с претензией на научную ценность. Это статья из цикла социальной журналистики о временах, когда славянский этнос веками доминировал в Центральной Европе. Сведения почерпнуты мной из разных источников, но главным образом из статей доктора наук, профессора А. А. Клёсова.

Поэтому заранее прошу меня извинить за отсутствие обильных сносок и скучных пояснений — здесь этого не будет. Это мое видение вопроса, оно не хуже и не лучше всех остальных, поскольку в научном мире до сих пор нет единого мнения на счет рассматриваемой темы. И я бы сказал, в таком положении дел нет ничего удивительного.

Краткий опыт общения с некоторыми «специалистами» (это они так себя называют) в комментариях к статьям, показал всю тщетность добиться от этой братии хоть какой-то ясности. Если у вас возникнут вопросы ко мне, настоятельно рекомендую прочитать Правила , возможно многие ваши претензии отпадут сами собой: Все ответы на ваши вопросы — здесь

Венеды

Юлий Цезарь в своих «Записках о галльской войне», упоминает сражения с венетами, живущими на берегу океана. Но адриатические венеты были союзниками римлян, с кем же он тогда сражался? Зато этого не скажешь о северных европейских народах, в том числе и южно-балтийских венедах. Описывая их в книге, Цезарь честно отмечает превосходные навыки мореходства, прекрасные корабли и значимость венедского анклава на западном побережье Европы.

«Это племя пользуется наибольшим влиянием по всему морскому побережью, так как венеды располагают самым большим числом кораблей, на которых они ходят в Британию — . — они сделали своими данниками всех плавающих по этому морю» . Далее Юлий живоописует разгром, который он устроил варварам, уничтожив всех от мала до велика. Но это видимо было обычное для римлян преувеличение.

Поскольку чуть далее по тексту книги Цезарь снова упоминает венедов в составе племен, которые выставляли против него воинов. О них также писали Геродот, Помпоний Мела, Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий. Часто их называли «восточными венетами», по аналогии с венетами адриатическими, подчеркивая тем самым их родственное происхождение.

Но в отличии от южных собратьев, первые упоминания о венедах можно встретить лишь с 5 века до н.э. у Геродота. Следует ли из этого, что до того времени на южном побережье Балтики славяне не жили? Да нет, конечно! Кто же там мог еще жить, если вспомнить о крупнейшей битве на реке Толлензе 3200 лет назад (12 век до н.э.), в которой проигравшей стороной были как раз R1b, а на том самом месте образовалась Лужицкая культура ?

Это первая культура (XII—IV века до н. э.), которую археологи устойчиво идентифицируют как славянскую, при этом самих славян они выводят только в 4 — 6 веке уже н.э. — ну не смешно-ли? На месте локализации этой культуры историки размещают, в том числе и готов с вандалами, именуя их почему-то германскими племенами. Парадокс.

Отсюда же, со славянских территорий, некие готы в 4 веке н.э. за какой-то надобностью пошли на восток и юго-восток, раздвигая проживающие там славянские народы. Но это будет темой для отдельной статьи.

Славянская Европа

Учитывая факт наличия венедов на западном побережье Европы, можно предположить, что они перемешивались с ранними кельтскими племенами, имели с ними общие экономические интересы и врага в лице набиравшей силу Римской империи. Даже во времена образования первых франкских государств, западная часть венедов и прагерманцы имели тесные союзнические отношения. Все изменилось лишь после принятия франками католицизма.

Римский историк Публий Корнелий Тацит (1-2 вв. н.э.) в своей книге «О происхождении германцев и местоположении Германии» констатирует занятие венедами территории от Балтийского моря до Карпат, а учитывая наличие на юге адриатических венетов, можно с большой уверенностью утверждать, что все пространство между Балтикой и Адриатикой было заселено этими праславянскими народами.

Клавдий Птолемей из Александрии называл Балтийское море Венедским заливом, а Карпаты – Венедскими горами. Здесь следует оговориться, что также, как на юге венеты представляли собой смешение представителей гаплогрупп R1а и I2а, так и северные венеды объединились с народами гаплогруппы N1a, подошедшими в начале нашей эры к Венедскому морю.

Подытоживая, обрисуем картину сложившуюся в Центральной Европе. Южный и юго-восточный берег Балтики занимали славянские народы, представлявшие собой союз главным образом R1а и N1a. Северное побережье Адриатического моря, частично север Италии и Балканы занимали также главным образом славянские народы союза R1а и I2а.

Эти две большие части славянских этносов, объединялись в центральной части Европы, гранича и частично перемешиваясь с франками, кельтами, прагерманскими племенами с запада. Примерно ту же картину в пропорциях разделения представителей I2а и N1a можно наблюдать и сегодня. Это верно не только для Центральной, но и для Восточной Европы, включая Россию.

С востока сюда проникали степные народы, скифы, сарматы, авары, гунны, угры и так далее. Этот своеобразный плес, намываемый из сухих степей Причерноморья периодически обновлялся, принося все новые и новые народности, которые почти всегда вполне благополучно уживались с праславянскими этносами.

Тоже самое можно сказать и о территории нынешней России, где тысячелетиями соседствовали степняки и земледельцы, взаимно дополнявшие друг друга.

Балтика — вотчина венедов, варягов и славян

Отдельно стоит вспомнить о лестной характеристике мореходных навыков венедов, данной сведущим в этой тематике Юлием Цезарем. Очевидно, что венеды находили применение этим качествам не только вдалеке от родных берегов. Во всяком случае, не зря некоторые историки и хронисты тех лет, называют Балтийское море Венедским заливом, подчеркивая тем самым, кто тогда на нем безоговорочно доминировал.

Эти традиции никуда не исчезли и спустя тысячелетие, военно-торговое сословие южно-балтийских славян будет наводить страх на не мирные хирды викингов. Венедское море станет называться уже Варяжским. А спустя несколько столетий, варяги передадут эстафету новгородским ушкуйникам, ставших настоящей грозой северных морей. ©

Но это еще не вся история о сформировавшихся южном и северном европейских славянских этносах, есть еще интересные сведения о них, которые стоит рассказать и о чем так не любят распространяться официальные историки. А это значит, что продолжение следует.

Подписывайтесь на канал Великая Евразия

Моя страница на народном славянском радио

Источник

Из истории славян Балтики

«Ысторики» глухо молчат о древних славянах/русах южного побережья Варяжского (Балтийского) моря, которые там жили с завоеваний скифов-сарматов, придя с огромных просторов Евразии.

Т.е. они были из первых переселенцев Европы, в том числе на южном и на западном берегах Балтийского моря, где их знали под разными именами.

Полабские, южно-балтийские легенды явно помнят события, произошедшие ещё в бронзовом веке. Еще готский историк Иордан во ІІ веке до н.э. писал о войне готов с ульмеругами, то есть с «островными ругами».

Немецкие источники VI-ого века, описывая стычки с лужицкими сербами поясняет, что мол данные «венды» ранее издавна плати дань их королю. Еще в первой половине IX века учёный ал-Хорезми писал: » Страна Германия, а это земля славян «.

Английский король Альфред Великий (871-899/901гг) в своём переводе Орозия описывал Германию как землю от Рейна до Дона и от Балтийского моря до Альп.

В перечне народов он указывает и хортов (белых хорватов), и сермендов (сарматов), и афредов (ободритов), и винедов (балтийских славян), и сурфов (лужицких сербов). Вплоть до XI-XII веков все южные и восточные берега Варяжского моря были плотно заселены тремя племенами славян.

Это славяне-венеды (бодричи/ободриты и лютичи) и руяны (рутены/раны, но не руги) с острова Руян:

В «Житии Оттона Бамбергского» четко сказано, что руги (жители Руяна) имеют еще имя русинов (или рутенов) и страна их называлась Русиния (Рутения) и живут » на острове Русция «. Именно руянцев на западе называли русами.

Ибн Русте приводит следующие сведения: » А что касается русов, то они на острове; вокруг него озеро; остров, на котором они живут, пространством три дня пути, [там] чащобы и заросли; [остров] нездоровый, сырой; если поставит какой-нибудь человек свою ногу, сотрясётся зеля из-за её сырости.

У них царь, именуемый хакан-рус «.

XI века Махмуд Гардизи описывает: » Рус – это остров, который лежит в море. И этот остров три дня пути на три дня пути и весь в деревьях. И леса (или рощи) и земля его имеют много влаги, так что если поставить ногу на сырое [место], земля задрожит от влажности. У них есть царь, которого называют хакан-рус. На острове [живёт] около ста тысяч человек «.

Ауфи почти повторяет: » Русы живут на одном острове среди моря; как в длинну, так и в ширину остров простирается на три дня пути. На том острове есть деревья и леса; он со всех сторон окружён морем «.

Именно племя островных славян рутенов в основном и называли «варягами», т.к. это «поморяне», «люди, живущие у моря». В основном, так как это не обозначение одного племени – так называли отдельных и ободритов, и лютичей – всех, кто жил на о.Руяне. См. главу Варяги – это кто?.

В те времена Лейпциг назывался Липском. Он был центром славянской области лужичан, потомки которых живут там и поныне. Дрезден был Дроздянами, Мейсен — Мишнами, а Мерзебург — Межибором. Знаменитый Брандербург на севере в то время величался Брандибором.

Увы, раздоры и междоусобицы потрясали западно-славянский мир. Славяне противостояли не только германцам и данам, но и друг другу: смертным боем бились бодричи с лютичами, вплоть до призвания в помощь рыцарей-крестоносцев.

В 808 году даны под руководством датского конунга Готфрида/Годофрида (см. «Аналлы» Эйнхарда) захватили г.Рерик, при этом погиб князь Годлиб, отец Рюрика. В 818 году потерпел поражение от франков князь Славомир (наследник короля Траскона), третий сын Витслава (убитого саксами в 795 году).

Славяне держались, пока в 1147 году не был провозглашён 4й крестовый поход, самый крупный в истории средневековья (три армии общей численностью 200.000!).

Поход, о котором не пишут иуды-Ысторики, против балтийских славян. До этого крестоносцы направлялись в Палестину, поэтому решение о крупном походе в ином направлении было принято «демократично» на общегерманском сейме во Франкфурте.

А старт восточному походу был дан в июне 1147 года на специальном торжественном собрании в городе Магдебурге. Разведка у славян была хорошей: в том же июне 1147 года встречным упреждающим ударом дружины полабского князя Никлота был взят портовый город Любек, к этому времени уже германский.

При этом руяне послали свой флот в помощь князю ободритов Никлоту. Но всё же крестовый поход начался. Две большие рати германцев возглавляли герцог саксонский и баварский Генрих Лев и рыцарь Альбрехт Медведь. В 1147 год н.э. крестоносцам удалось взять штурмом святилище, называемое теперь Ретра. Сам князь Никлот погиб в бою в 1160 году.

Дольше всех полабских славян продержались руяне. В 1160 году н.э. князь Ругии Тетыслав даже заключил мирный договор с Вальдемаром I Великим – владыкой Дании. Остров Руян был захвачен только в 1168 году после высадки на нём крупных сил крестоносцев во главе с датским королём, город-храм Аркона был разрушен 12 июня 1168 года, святилище Святовита (Свентовита/Световита)- уничтожено.

На улицах священного града сражались даже женщины и подростки. Никто не бросился в ноги победившего врага, никто не сдался. Все защитники пали как один, с оружием в руках… Руяны-русы до конца бились за свою веру:

«… Как люди натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и Балтийские Славяне; едва ли был на свете народ упорнее.

Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен Славянских …» (историк XIX века Гильфердинг).

По датским летописям остров стал частью епископства Роскилле. Дальше произошло мистическое событие: как сообщают европейские хроники, в скором времени часть мыса Арконы, на которой стоял храм Святовида, сама по себе обрушилась в море. К этому периоду относится и обращение руян в христианство.

В 1325г. умер последний руянский князь Вислав III. Последняя женщина на Руяне, которая говорила по-славянски (точнее по-вендски), умерла в 1402 году, её фамилия была Гулицына. Далее славяне Рюгена постепенно полностью онемечились.

Полностью руянский диалект прекратил существования к XVI веку. В 1637 году Руян присоединен к Пруссии, началась история германского о.Рюгена. Оставшиеся в живых русы были вынуждены покидать южную Балтику.

Они отступали через Пруссию в Псков и дальше в Новгород, где их называли » выезжими от Прус » или » от Немец «. Количество переселенцев из прусских земель было столь велико, что в Новгороде даже существовала Прусская улица.

Характерно, что А.Н.Никитин (историк и археолог, 1935-2005г) очень точно и выразительно называет начальную Русь «морской пехотой» своего времени. По сути, они были и торговцами, и пиратами.

» Раны же, у других называемые рунами,— это кровожадное племя, обитающее в сердце моря, преданное сверх всякой меры идолопоклонству. Они занимают первое место среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитейший храм.

Именно поэтому, благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая дань, сами никакой дани не платят, будучи неприступны из-за трудностей своего месторасположения.

Народы, которые они подчинили себе оружием, принуждаются ими к уплате дани их храму. Жреца они почитают больше, чем короля. Войско свое они направляют, куда гадание покажет, а одерживая победу, золото и серебро относят в казну бога своего, остальное же делят между собой » (Гельмольд из Босау; нем. Helmold von Bosau; 1120-1177гг, монах-священник, известный хронист XII столетия).

Дружины варягов (руянцев) не пускали германоязычных викингов на Балтику, в следствие чего последним приходилось довольствоваться побережьями Франции и Англии… Когда воинственные варяги (руянцы) шли в бой на врага, их боевым кличем их было: » Вар! Вар! «, что означало «в землю!» загнать врага, отсюда на западе и пошло слово «варвары».

Остров Руян был частью союза ободритов (бодричей), но находился также в тесном военном и политическом союзе с лютичами (самым сильным славянским союзом). Считается, что в период около 800-1070 гг. руяне входили в состав союза лютичей, а с 1070 по 1168 гг.– в состав Ободритского союза.

Руане владели рунической письменностью вендской традиции, графика которой заметно отличалась от известных старших и младших рун. Особой достопримечательностью является меловая скала «Королевский трон» (Konigstuhl), возвышающаяся над морем на 180 метров.

По старой легенде, чтобы подтвердить свой титул и право на власть, будущий король должен был со стороны моря подняться от её подножия к вершине.

Священная белая скала как бы утверждала своим незыблемым величием священное право. Память о «белом камне Алатыре» сохранилась в русской традиции с тех времён. Цитаты и факты об о.Руян – см. главу, как Рюрик жил на острове Руяне…

Сегодня на острове Рюген много туристов из Восточной Европы (Польши, Чехии, Литвы) и конечно – России. На Рюген русских влечёт зов крови…

До наших дней сохранилась лишь небольшая часть земляных валов (после оползней), но даже в наши дни остатки Арконского вала – высотой более десяти метров, что поражает. Можно представить, каким величественным казался город в древности!

Аркона выполняла для всех прибалтийских славян роль славянской Мекки и Дельфийского Оракула. К нему, к его святыням, к храмам многоликих Богов в Арконе, Ругарде и Коренице, взывали неграмотные старухи-знахарки. Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства.

Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому кумира Святовита, шли пилигримы из далекой, на то время уже два века будто бы христианской Чехии. Отовсюду доставлялись ему дары по обетам не только частных лиц, но и целых племен. Каждое племя посылало ему ежегодную дань на жертвы.

У храма были обширные поместья, дававшие ему доход, в пользу его собирались пошлины с купцов, торговавших в Арконе, с промышленников, ловивших сельдей у острова Рюген. Ему приносилась третья часть военной добычи, все драгоценности, золото, серебро и жемчуг, добытые на войне.

Поэтому в храме стояло множество сундуков, наполненных драгоценностями. Много гипотез названия, наиболее правдоподобное объяснение выдвинула русский индолог и культуролог Наталья Романова » Аркона — от санскритского Arkati, что означает — «молиться» .

Главным богом Арконы был Святовит (Свентовит/Световит), чей идол был установлен в специальном храме. Идол был огромный, выше человеческого роста, с четырьмя головами на четырех отдельных шеях с остриженными волосами и обритыми бородами. Четыре головы символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом) .

В правой руке идол держал рог, выложенный разными металлами и ежегодно наполнявшийся вином, левая рука была изогнута дугою и упиралась в бок . Рог символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, то есть как бога жизненной и растительной силы.

Поблизости от идола находились узда, седло и огромный боевой меч и щит (символы бога войны). В храме стояло священное знамя Святовита, называемое станицей. Эту станицу славянцы чтили как самого Святовита и неся ее перед собой в походе или сражении, считали себя под покровом своего бога (боевое знамя как символ бога войны).

Арконский куммир Световита имел обритые головы и бороды «сообразно народному обычаю», по словам Саксона Грамматика. Только жрецы носили длинные волосы и бороды «вопреки обыкновению».

Вопреки распространенному мнению, отнюдь не Рим и даже не Константинополь являются родиной христианства, а именно Аркона. Христианства не книжного, идущего из головы, а подлинного, связанного как с землей, так и с небом. Это видно из обрядов и ритуалов, называемых сегодня христианским, но похожими как две капли воды на обряды и ритуалы наших предков-язычников.

После уборки хлеба в Аркону стекалось множество народа и привозилось много вина для жертв и пира. По-видимому это происходило в сентябре, по-славянски — Рюен, откуда и второе название острова Руян. Аркону также посещали для гаданий.

При храме содержался священный конь Святовита, белой масти с длинными, никогда не подстригавшимися гривой и хвостом. Один только жрец Святовита мог кормить и садиться на этого коня, на котором по верованию ранов сражался сам Святовит против своих врагов.

Эти храмовые воины и назывались изначально «витязями». Явление было уникальным, так как особых войск при храмах у других народов в Европе не существовало. Храмовое войско считалось у полабских славян священным.

Оно состояло из посланцев-юношей знатных славянских родов. Причем эти юноши уже на всю жизнь оставались профессиональными воинами. Триста витязей – золотопоясников (движд, дваждырождённых), храмовых воинов Арконы, держали под своим контролем все окрестные племена и народы Балтики.

Как и в Арконе, при храмах других богов, в других племенных центрах, также, содержалось по 300 витязей, «рекрутируемых» из лучших семей полабских племен – ведь это были необходимые охранные войска священных градов-крепостей. Позднее в Новгороде были известны триста «золотых поясов» — боярская верхушка, в руках которой находилась реальная власть.

Из этих русо-славянских племён происходил и варяг Рюрик, первый князь восточных русов на Ладоге-Ильмене.

Но Рюрик был далеко не единственный, таких князей было как минимум пять.

И наставником Святослава в воинском деле был варяг Асмуд.

Из книги Д.В. Белоусова „Хозяева Евразии” .

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее