конспект урока с презентацией по географии в 7 кл. по учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина по теме «Атлантический океан» с проверкой домашнего задания.
— повторение пройденного материала;
— сформировать представление о ГП и истории иследования Атлантического океана, об особенностях его природы и хозяйственной деятельности;
— обобщить материалы, изученные в ходе прошлых уроков;
— расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atlanticheskiy_okean.zip | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Атлантический океан»
Цель: изучить географическое положение, историю исследованияАтлантического океана, его
особенности природы и хозяйственное использование.
- Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;
- Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, умение выделять главное, анализировать .
- Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
физическая карта мира, атласы, мультимедийный проектор, презентация «Атлантический океан».
1. Учебник 7 кл.: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и
2. Географический атлас. 7 класс.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний
I. Организационный момент
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с океанами и узнаем много интересного ещё об одном океане –Атлантическим.А сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском.
Проверку ваших знаний проведем в виде фронтального письменного опроса (на листочках) .
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный письменный опрос по теме: «Тихий и Индийский океаны»
Запишите в тетради в первой строке – тихий океан, во второй – Индийский океан. Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Запишите соответствующую цифру к океану.
1) Этот океан занимает 1/3 поверхности планеты
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) Северной частью океан омывает материк Евразия.
4) В южном тропическом поясе этого океана находится уникальный природ.комплекс Большого
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) Через этот океан проходят многочисленные судоходные трассы.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.
11) Этот океан занимает почти 1/2площади Мирового океана.
12) Западной частью омывает Африку.
13) В этом океане расположен Марианский желоб.
14) Третий океан на Земле по величине.
15) Здесь обитает самый крупный моллюск – тридакна , весом до 250 кг.
16) Берега океана слабо изрезаны. Островов значительно мало.
17) Срединно — океанические хребты делят ложе океана на три части.
18)На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
Правильность выполнения диктанта:
Тихий океан: 1,2,4,6,8,11,13,15,18
Индийский океан: 3,5,7,9,10,12,14,16,17
«5» — 16 — 18 правильных ответов;
«4» — 13 — 15 правильных ответов;
«3» — 9 — 12 правильных ответов;
«2» — 0 — 8 правильных ответов.
III. Изучение нового материала
(1 слайд) Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”
(2 слайд) Сегодня на уроке мы изучим географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.
(3слайд) Знакомиться с океаном мы будем по плану:
- Географическое положение океана.
- История исследования океана.
- Происхождение.
- Рельеф дна.
- Особенности природы.
- Хозяйственная деятельность в океане.
2. Характеристика географического положения океана
Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океана. Работа с атласами.
- Между какими материками расположен Атлантический океан?
- С какими другими океанами он связан?
- Какие моря и заливы входят в состав данного океана?
- Как расположен океан относительно экватора, тропиков,
полярных кругов и нулевого меридиана?
- В каких климатических поясах расположен океан?
(4слайд) Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды.
Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору.
3. История исследования океана
(5, 6, 7слайд) Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIXв. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.
4. Происхождение Атлантического океана
(слайд 8) Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.
- Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.
- Через всю Атлантику почти по меридианупротянулся гигантский Срединно-Атлантическийхребет.
- На севере океана хребет выходит на поверхность – это остров Исландия
- Хребет делит ложе океана на две почти равныечасти. Ложе океана занято океаническими
- равнинами, подводными поднятиями.
- В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов.
- К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.
(9 слайд) Познакомимся с основными характеристиками Атлантического океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.
- Второй по величине океан.
- Площадь – 91, 6 млн. км 2 .
- Объем — 329,7 млн. км 3 .
- Средняя глубина — 3 600 м.
- Наибольшая глубина — 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).
(10 слайд) Океан лежит во всех климатических поясах.
Температура поверхностных вод в Атлантике в среднем ниже, чем в Тихом и Индийском океанах.Объясняется это охлаждающим влиянием вод и льдов, выносимых из Северного Ледовитого океана и из Антарктики, а также интенсивным перемешиванием водных масс.Значительные различия между температурой воды и воздуха в некоторых районах вызывают образование сильных туманов
(11 слайд) Ответьте на вопросы:
1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?
(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)
2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропич. широтах?
(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)
3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним
показателем? (Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной
узости океана переносится ветрами на соседние материки)
(12 слайд) Течения в Атлантике в отличие от Тихого и Индийского океанов направлены не по широте , а почти вдоль меридианов. Течения в Атлантическом океане, активнее чем в других океанах, переносят водные массы, а с ними тепло и холод из одних широт в другие. Течения влияют и на ледовые условия. В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения. Назовите их и покажите на карте .
Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.
(15,16 слайд) Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.
(17 слайд) По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла.
Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана.
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениям нефти и других полезных ископаемых.
(18 слайд)Транспортные пути
Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы ( показать на карте каналы). Назовите крупные порты.
Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.
Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих. К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).
(19 слайд) Добыча полезных ископаемых
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)
(20 слайд) В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.
Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.
- Второй по величине океан.
- Площадь – 91, 6 млн. км 2 .
- Объем — 329,7 млн. км 3 .
- Средняя глубина — 3 600 м.
- Наибольшая глубина — 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).
- Океан лежит во всех климатических поясах.
- Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.
- Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: Европы и Северной Америки.
- По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: превосходит Тихий и Индийский океаны.
Источник
Данная тема изучается в течение одного урока. Тип урока – получение новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_atlanticheskiy_okean._7_klass.docx | 44.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №32» г.Нижнекамска
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:
МБОУ «Гимназия №32»
Дорофеева Ирина Викторовна
Цель: изучить географическое положение, историю исследования,
особенности природы Атлантического океана, его хозяйственное
- Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;
- Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы, выбирать карты для характеристики рельефа и строения земной коры материка, сопоставлять их, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа.
- Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
- карта океанов;
- физическая карта мира;
- атласы;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- мультимедийная презентация «Атлантический океан».
1. Учебник: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География.
Материки, океаны, народы и страны. 7 кл. – М.: Дрофа, 2009.
2. Географический атлас. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010.
3. Рабочая тетрадь по географии. Материки и океаны: 7 класс/
И.И. Баринова, В.Г. Суслов. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке нам откроет свои тайны ещё один океан –
Атлантический. Прежде чем отправиться в путешествие по этому океану, вы должны хорошо усвоить знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском. Проверку ваших знаний проведем в виде цифрового диктанта (выполняется на листочках).
II. Проверка домашнего задания
Цифровой диктант по теме: «Тихий и Индийский океаны»
— Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Если речь идет о Тихом океане, запишите цифру «1», если об Индийском – цифру «2».
Индийский океан — 2
1) Третий океан на Земле по величине.
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) В этом океане расположен Марианский желоб.
4) Северной частью океан омывает материк Евразия.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.
11) Этот океан занимает почти 1/3 земной поверхности.
12) Западной частью омывает Африку.
Учащиеся сдают листочки с ответами на проверку учителю.
Правильность выполнения цифрового диктанта:
21 – 12 – 21 – 21 – 12 – 12
«5» — 11 — 12 правильных ответов;
«4» — 8 — 10 правильных ответов;
«3» — 6 — 7 правильных ответов;
«2» — 0 — 5 правильных ответов.
III. Изучение нового материала
– Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану.
Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан”
(запись темы урока в тетрадь).
Сегодня на уроке мы должны изучить географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана.
— Знакомиться с океаном мы будем по плану:
- Географическое положение океана.
- История исследования океана.
- Происхождение.
- Рельеф дна.
- Особенности природы.
- Хозяйственная деятельность в океане.
— Познакомимся с основными характеристиками Атлантического
океана. Работа с атласами, запись в тетрадь.
- Второй по величине океан.
- Площадь – 91, 6 млн. км 2 .
- Объем — 329,7 млн. км 3 .
- Средняя глубина — 3 600 м.
- Наибольшая глубина — 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).
2. Характеристика географического положения океана
– Откройте учебники на стр. 346, охарактеризуем ГП океана по
плану. Работа с атласами.
- Между какими материками расположен Атлантический океан?
- С какими другими океанами он связан?
- Какие моря и заливы входят в состав данного океана?
- Как расположен океан относительно экватора, тропиков,
полярных кругов и нулевого меридиана?
- В каких климатических поясах расположен океан?
Атлантический океан вытянут от субарктических широт до
Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и
сужается к экватору.
3. История исследования океана
Сообщение 1-го учащегося
Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги.
С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.
Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIX в. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой.
4. Происхождение Атлантического океана
— Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.
Задание. Пользуясь картой «Строение земной коры», ответьте на вопросы:
- В результате каких процессов образовался Атлантический океан?
- Какие литосферные плиты образуют дно океана, в каком направлении и с какой скоростью они перемещаются?
6. Рельеф дна океана
- Почти посередине океана проходит Срединно -Атлантический хребет длиной более 17 тыс.км и шириной 1 000 км.
- На севере океана хребет выходит на поверхность – остров Исландия.
- Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями.
- Шельф занимает около 1/3 подводных окраин материков. Наиболее широк он у берегов Европы и Северной
Ответьте на вопросы:
- Узкая полоса шельфа – важная особенность котловины Атлантического океана. Какие из морей шельфовые?
- В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов. Объясните эту особенность с точки зрения теории литосферных плит.
7. Особенности природы
Взаимодействие океана, атмосферы и суши
Температура и соленость воды в океане
Особенности климата отражаются на свойствах водных масс.
— Объясните подобное распределение температур поверхности
Средняя соленость Атлантического океана — 34,87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰, максимальная – более 37,5‰. (Запись в тетрадь)
Ответьте на вопросы:
1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰)
в экваториальной зоне Атлантического океана?
(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)
2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰)
Атлантического океана в субтропических широтах?
(Значительным испарением и небольшим количеством осадков)
3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс
Атлантики по сравнению со средним показателем?
(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за
относительной узости океана переносится ветрами на соседние
— В водах Атлантики имеются теплые и холодные течения.
Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части.
Сообщение 2-го учащегося
Сообщение 3-го учащегося
Органический мир Атлантики беднее видами, чем органический мир Тихого океана. Объясняется это его молодостью, сильным похолоданием климата во время последнего оледенения.
Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.
8. Хозяйственная деятельность в океане (рассказ учителя, запись в тетрадь видов хозяйственной деятельности в океане)
Издавна Атлантический океан используется для транспортного сообщения между материками и странами. На долю океана приходится половина всех морских перевозок. Для улучшения связи Атлантического океана с другими океанами сооружены Суэцкий и Панамский каналы ( показать на карте каналы).
Задание. Между 35-40 0 и 55-60 0 с.ш. проходят самые оживленные морские пути не только в Атлантике, но и в Мировом океане. Назовите крупные порты.
Атлантический океан самый рыбопродуктивный. Обилие промысловых рыб привело к развитию интенсивного рыбного промысла. Большая часть улова рыбы приходится на его северную часть.
Добыча полезных ископаемых
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти и другими полезными ископаемыми. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)
В связи с развитием судоходства, ростом городов на побережье океана природные условия в нем резко ухудшились. Ежегодно в океан попадают десятки миллионов тонн вредных токсичных веществ.
Океан уже не в состоянии самоочищаться. Требуются международные усилия по спасению Атлантического океана. Подписаны договоры, запрещающие сброс в океан опасных радиоактивных отходов.
1. Укажите особенность ГП Атлантического океана:
1) Атлантический океан пересекается экватором, но не пересекается
2) Атлантический океан не пересекается экватором, но пересекается
3) Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным
4) Атлантический океан не пересекается ни экватором, ни
2. Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к
1) Северной и Южной Америки;
2) Южной Америки и Африки;
3) Африки и Европы;
4) Европы и Северной Америки.
3. В каких широтах расположена наиболее широкая часть
1) в полярных и умеренных;
2) в тропических и умеренных;
4) в экваториальных.
4. Образуют ли течения кругооборот в Атлантическом
океане? Выберите ответ с правильным объяснением:
1) нет, так как Атлантический океан очень узкий;
2) нет, так как береговая линия материков в Северном
полушарии сильно изрезана;
3) да, так как течения возникают в результате общей
4) да, так как водные массы находятся в постоянном движении.
5. «Эти два течения Атлантического океана теплые,
переносят воду из тропических широт в умеренные и
1) Канарское и Бенгальское;
2) Гвианское и Бразильское;
3) Гольфстрим и Бразильское;
4) Северо-Атлантическое течение и течение Западных ветров.
6. Почему в северной части Атлантического океана айсберги
могут встречаться даже на сороковых широтах?
1) на эти широты их выносят течения;
2) из-за высокой солености вод океана в этой части они долго не тонут;
3) Гренландия – главный «производитель» айсбергов – находится на этих широтах;
4) климат в сороковых широтах очень суровый.
7. В каком из данных морей Атлантического океана добывают
2) в Саргассовом;
3) в море Уэдделла;
8. По общему объему мировых морских перевозок Атлантический
1) уступает Индийскому, но превосходит Северный
2) превосходит Тихий и Индийский океаны;
3) превосходит Северный Ледовитый, но уступает
4) уступает Тихому и Индийскому океанам.
Проверьте правильность выполнения итогового тестирования:
Поставьте себе оценку, согласно критериям:
«5» — 8 правильных ответов
«4» — 6 — 7 правильных ответов
«3» — 4 — 5 правильных ответа
«2» — 0 — 3 правильных ответа
V. Домашнее задание : § 42; задание № 2 на с.22 в рабочей тетради по географии (И.И.Баринова, В.Г.Суслов); подготовить сообщение о загадочных и необычных явлениях Атлантического океана.
1. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны,
народы и страны. 7 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2009.
2. Дюкова С.Е. Тематический тестовый контроль по географии материков
и океанов: 7 класс. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
3. Нагорная И.И. География. 7 класс: поурочные планы по учебнику
В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. – Волгоград: Учитель, 2007.
4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Жизнь в Мировом океане»Цель: Познакомить учащихся с обитателями Мирового океана, развивать интерес к географии.Задачи:Образовательная – познакомить учащихся с условиями жизни в океан.
Данный план — конспект используется мной на уроках географии и обучающимися при дистанционном изучении материала.
Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел.
Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни.
Цели1. Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли от других планет.2.
Нетрадиционный урок предполагает комплексное использование знаний и умений по географии и физической культуре. Урок проводится в форме игры-соревнования.Использование нетрадиционных методов обучения в.
План-конспект открытого урока по географии по теме: «Страны Океании» в 11 классе.
Источник