Мировой океан (5 класс) – что называют, деятельность, места, географическое положение и структура
Три четверти поверхности нашей планеты покрыта водой, морями и океанами и только одну четвертую часть занимает суша. Моря и океаны не изолированы друг от друга, а едины и составляют то, что называют Мировым океаном.
Определение термина
С точки зрения науки, Мировой океан – это основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка, объединена общностью солевого состава. Изучением Мирового океана занимается такая наука, как океанология.
Рис. 1. Карта Мирового океана
Структура Мирового океана и его географическое положение
Мировой океан един, хотя наблюдается его сильное расчленение. Кто впервые доказал единство Мирового океана – вопрос спорный. Но всё-таки первооткрывателем единства считается Магелан, который в 1519 – 1522 году совершил кругосветное путешествие.
Какие океаны образуют Мировой? Прежде всего, его образуют 4 океана:
- Тихий океан;
- Атлантический океан;
- Северный ледовитый океан;
- Индийский океан.
Деление Мирового океана во многом условно, так как между отдельными его частями происходит постоянный обмен водными массами. Некоторые специалисты выделяют пятый океан, Южный или Антарктический.
Океаны, в свою очередь, делятся на моря, проливы и заливы.
Моря – это места Мирового океана, которые отделены от него островами, полуостровами, каналами. Площадь морей называется акваторией.
Те воды, которые омывают берега того или иного государства, называются территориальными. Они входят в его состав. За пределами этих вод, ограниченных 12 морскими милями, расположено то, что называется общими водами. Они находятся в пользовании всех государств мира.
Заливы – это части моря или океана, глубоко впадающие в сушу. Состав воды в них мало отличается от общего океанского. Выделяют такие виды заливов, как:
Рис. 2. Океанские заливы
Проливы – это широкие водные пространства, ограниченные сушей и соединяющие части Мирового океана друг с другом.
Географически Мировой океан расположен во всех частях света. Его площадь – 360 миллионов квадратных километров.
Характеристики Мирового океана
Водное пространство характеризует особый рельеф дна, который является таким же сложным, как и рельеф суши, особый климат, образующийся морскими течениями, и особая экология и геология.
На дне океана, также как и на суше, есть равнины, ущелья, хребты, горы и вулканы, причём многие из них действующие.
На дне также расположены месторождения многих минеральных ресурсов: нефти, газа, железа, золота, платины.
Морская вода также самостоятельный ресурс. На каждого жителя Земли приходится по 270 млн. куб. метров этой воды и это очень большой запас, особенно с учётом того, что опреснение сейчас не является проблемой для науки. В морской воде содержится большое количество химических элементов:
Океан является средой обитания для множества форм жизни. В океане обитают:
Некоторые животные уникальны. Например, арктическая цианея является самой крупной медузой Мирового океана.
Рис. 3. Арктическая цианея – самая большая океанская медуза
Описание вод Мирового океана
Воды Мирового океана – основная часть гидросферы. На них приходится 96% от всех вод Земли. Они составляют океаносферу. Объём пресных вод, поступающих в океан с речным стоком и осадками, небольшой. Это обуславливает постоянство солевого состава вод океана и незначительные изменения их плотности. Вода в разных частях океана мало отличается друг от друга. Это обусловлено постоянным водообменном.
Деятельность Мирового океана
Мировой океан, а, точнее, разнообразные морские течения, играет важную роль в формирование климата на Земле, а также является «легкими планеты» наравне с лесами Амазонки, так как более 70% всего кислорода на планете вырабатывается в результате фотосинтеза, осуществляемого планктоном.
Рис. 4. Океанский планктон
Интересный факт
Не так давно российские учёные доказали факт существования ещё одного Мирового океана, находящегося глубоко под землёй и появившегося боле 3,3 – 2,7 миллиардов лет назад. О его существовании подозревали и раньше, но прямой доказательной базы не было. Правда то, что находится там, не похоже на привычный нам океан. Воды подземного резервуара давным-давно окаменели. Вопросы о том, как на таких глубинах образовалась такое количество воды, и как она окаменела, до сих пор остаются открытыми.
Что мы узнали?
Итак, теперь в общих чертах понятно, что такое Мировой океан – важнейшая часть гидросферы, от которой напрямую зависит жизнь на планете. Изложенная выше информация более подробно раскрывается педагогами на уроках природоведения в 5 классе.
Источник
Презентация Мировой океан 5 класс
Выбранный для просмотра документ Мировой океан.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана.
Цель путешествия — знакомство с Мировым океаном и его основными частями.
С собой в дорогу…
Инструктаж «Как вести себя на корабле?» 1.Вести себя тихо и спокойно! 2.Помогать друг другу! 3.Ваш путеводитель в дороге — это атлас и «Дневник путешественника». 4.За правильные ответы вы будете получать «рыбок».
В каюте капитана…
Мировой океан – это основная часть гидросферы, непрерывная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава.
Течения Мирового океана
Части Мирового океана
Самый большой и самый глубокий океан Земли. Площадь – 178 мнл. км². Марианская впадина – 11 022м
Самый вытянутый и самый узкий океан Земли. Площадь – 91,7 мнл. км².
Самый теплый океан Земли, почти целиком лежит в Южном полушарии. Площадь – 76,2 мнл. км².
Самый маленький, самый мелкий и самый холодный океан Земли, целиком лежит в северном полушарии. Площадь – 14,1 мнл. км².
ЧЕРНОЕ МОРЕ СЕВЕРНОЕ МОРЕ
История капитана… «море без берегов»
Действительно ли было это морское чудовище, или . что? Как вы думаете?
Это крупное морское растение — гигантские водоросли — саргассум
Саргассово море — «море без берегов» В море — 11 млн. тонн водорослей
Залив – это часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном (морем). Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Бискайский, Большой Австралийский (Найди на карте в атласе)
Пролив – это узкое водное пространство, разделяющее участки суши (материки, острова) и соединяющее смежные водные объекты (океаны, моря)
Суша в Мировом океане
Материки Материки – огромные участки суши, со всех сторон или почти со всех сторон окружённые водой.
Полуострова Полуостров – это часть суши, окружённая с 3-х сторон водой. Аравийский, Индокитай, Индостан, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Пиренейский, Калифорния, Флорида (Найдите их на карте)
Острова Остров – это часть суши, окружённая со всех сторон водой. Гренландия, Новая Гвинея, Калимантан, Мадагаскар, Исландия, Великобритания, Тасмания. (Найдите их на карте)
Архипелаги Архипелаг – это группа островов, находящихся близко друг от друга. Большой Зондский, Канадский Арктический, Японский, Филиппинский, Новая Зеландия, Большие Антильские, Гавайские, Огненная Земля. (Найдите их на карте)
Что нового вы узнали на уроке?
ЧТО ИЗОБРАЖЕНО ЦИФРАМИ?
ЧТО ИЗОБРАЖЕНО ЦИФРАМИ? 1 — полуостров
ЧТО ИЗОБРАЖЕНО ЦИФРАМИ? 1 — полуостров 2 — море
ЧТО ИЗОБРАЖЕНО ЦИФРАМИ? 1 — полуостров 2 — море 3 – залив
ЧТО ИЗОБРАЖЕНО ЦИФРАМИ? 1 — полуостров 2 — море 3 – залив 4 – полуостров
ЧТО ИЗОБРАЖЕНО ЦИФРАМИ? 1 — полуостров 2 — море 3 – залив 4 – полуостров 5 – остров
ЧТО ИЗОБРАЖЕНО ЦИФРАМИ? 1 — полуостров 2 — море или залив 3 – залив 4 – полуостров 5 – остров 6 — архипелаг
Таблица «Географических терминов» ( учебник § — 24 стр.71- 73) Название части Мирового океана Определение части Мирового океана небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. группа островов, лежащих недалеко друг от друга. участок суши, окруженный с трех сторон водой, глубоко вдающийся в океан. часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями. часть океана, моря, вдающаяся в сушу. узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
Таблица «Географических терминов» ( учебник § — 24 стр.71- 73) Название части Мирового океана Определение части Мирового океана остров небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. архипелаг группа островов, лежащих недалеко друг от друга. полуостров участок суши, окруженный с трех сторон водой, глубоко вдающийся в океан. море часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями. залив часть океана, моря, вдающаяся в сушу. пролив узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.
Магический квадрат П О Л У О Р У Р А З С С Т Р О Л Р Х П Р О Х И П Е А Е В Р В Г Л М О Р А Д В А Г С Е
1. § — 26стр. 2. Подготовить сообщения о географических объектах Мирового океана (по желанию). Домашнее задание :
Итак, друзья, пришла пора проститься. И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с охотою трудиться. И никогда не унывать. До следующей встречи!
Значение Мирового океана 1. Влияет на климат, образует осадки. 2. Источник морской воды. 3. Источник минеральных, энергетических и биологических ресурсов. 4. Объект отдыха и туризма людей.
Номер материала: ДБ-003974
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
В Госдуме предложили разрешить школам и вузам выбирать программы обучения
Время чтения: 2 минуты
Дети воспринимают голосовых помощников как живых существ
Время чтения: 3 минуты
Иностранным студентам упростят пребывание в России
Время чтения: 1 минута
Подборка курсов по арт-терапии
Время чтения: 6 минут
Более 347 тысяч человек принимают участие в ЕГЭ по обществознанию
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок по биологии в 5 классе «Жизнь в мировом океане»
Выбранный для просмотра документ Жизнь в Мировом океане.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
В зелёных растениях на свету идёт процесс … 2. Животные в отличие от растений поглощают… 3. Природное сообщество — это…. Закончите предложения:
Если на карту Земли посмотреть, Земли на Земле всего одна треть. Но страшный вопрос возникает тогда? Планета должна называться ВОДА.
«Жизнь в Мировом океане»
Гидросфера = Мировой океан + воды суши + вода в атмосфере.
Группы организмов, населяющие океан Планктон Обитатели дна Активно плавающие организмы
«Использование Мирового океана человеком» Область применения Примеры Дно Толща воды Поверхностные слои
«Использование Мирового океана человеком» Область применения Примеры Дно Разведка и добыча полезных ископаемых, лов животных, ведущих придонный образ жизни Толща воды Лов рыб, черепах Поверхностные слои Лов китов, сбор планктона,сбор водорослей (морской капусты)
Изучите &28 учебника. Выполните задания рубрики «Подумайте!», «Проверьте свои знания» Домашнее задание
Выбранный для просмотра документ Урок по биологии в 5 классе 1.doc
Урок по биологии в 5 классе «Жизнь в мировом океане»
Цель урока: формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.
Задачи: познакомить учащихся с ролью Мирового океана на планете, с особенностями распределения в нем живых организмов; продолжить работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации, анализировать, оценивать, преобразовывать ее из одной формы в другую.
Понятия: Мировой океан. Гидросфера. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин.
Предметные результаты: Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне.
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.
Личностные результаты: Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. Эстетическое восприятие природы.
Оборудование: учебник, физическая карта, компьютер, ноутбуки, мультимедийная установка, интерактивное учебное пособие, электронный материал.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с природными сообществами планеты, с основными группами живых организмов в сообществах и их взаимосвязи между собой.
Предлагается ученикам выполнить задание , закончить предложение:(слайд 1)
1. В зеленых растениях на свету идёт процесс.
2. Животные в отличие от растений поглощают .
3. Природное сообщество — это.
Работа с ноутбуками .
Интерактивное учебное пособие:»Природные сообщества» тест. (5 воросов)
Результат записывают в «журнал»
2. Актуализация знаний
Демонстрируя физическую карту полушарий, напоминаем учащимся, что значительную часть нашей планеты занимает вода. (слайд 2)
Какое значение имеет вода для всего живого ?
Фрагмент интерактивного учебного пособия «Роль Мирового океана в образовании климата Земли»
Тема нашего урока «Жизнь в мировом океане», скажите, какие задачи стоят перед нами на уроке? зачем нам изучать жизнь в морях и океанах?(слайд 3)
3. Изучение нового материала
Чем образована гидросфера?
Гидросфера = Мировой океан + воды суши + вода в атмосфере.(слайд 4 )
Значительную часть гидросферы занимает Мировой океан.
Какая морская вода на вкус? С чем это связано?
Температура воды. Мировой океан получает от Солнца много тепла. Но солнечные лучи нагревают только поверхностный слой воды. Его температура в разных районах океана неодинакова. Температура же замерзания соленой воды ниже и составляет -2 0С. Поэтому воды Мирового океана покрываются льдом только в полярных районах. Лед постоянно покрывает только центральную часть Северного Ледовитого океана и окружает Антарктиду. Зимой ледовый покров расширяется, летом сокращается. Температура воды изменяется и с глубиной: чем глубже, тем вода холоднее.
Соленость морских вод. Вода — прекрасный растворитель. Поэтому в природе нет воды, которая не содержала бы определенной количества растворенных веществ. В морской воде растворенных веществ содержится огромное количество. Количество граммов веществ, растворенных в 1 л воды, называют соленостью. В 1 л морской воды растворено в среднем 35 г различных веществ. Наиболее же в морской воде растворено хорошо известной всем поваренной соли. Она придает ей соленого вкуса. А горьковатый привкус обеспечивают растворенные соли магния. Соленость вод Мирового океана не везде одинакова. Она зависит от испарения воды из поверхности океана и поступление в него пресной воды рек и с атмосферными осадками.
Мировой океан нашей планеты образован Тихим, Атлантическим, Индийским и Северным Ледовитым.
(Ученик демонстрирует все океаны на карте мира.)
Какой океан занимает самую большую площадь?
Какой океан является самым теплым?
Какой океан является самым холодным?
Что называется морем? ( Мо́ре — часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.)
Перечислите самые крупные моря нашей планеты.
Назовите моря, на которых вы отдыхали, найдите и покажите их на карте.
Мировой океан заселён от поверхности до самого дна живыми организмами. Его животный и растительный мир разнообразен. Условия обитания в разных частях океана отличаются, жизнь в океане распределена неравномерно.
Фрагмент интерактивного учебного пособия «Жизнь Мировом океане»
Какие группы организмов населяют океан? (слайд 5)
прочитав по &28 учебника материал об одной из трех групп живых организмов, населяющих океан и пользуясь слайдами на рабочем столе персонального компьютера (папка «Мировой океан»), охарактеризовать особенности ее представителей, особое внимание обратите на приспособления организмов, позволяющие им обитать в той или иной части океана.
(5-7 минут на подготовку и выслушать рассказ учащихся)
Чем можно объяснить большое разнообразие видов растений и животных , обитающих в морях и океанах?
Какие участки моря наиболее богаты жизнью? Почему?
Самостоятельная работа группами:
заполнить таблицу «Использование Мирового океана человеком» (слайд 6,7)
Сказка о Золотой рыбке. Назвать о каких экологических проблемах идёт речь в этой сказке.
Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод и вытащил…
Пришёл невод с тиной морскою, а также с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.
Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину.
В третий раз закинул невод и поймал Золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом:
– Не опускай меня, старче, в синее море, лучше кинь в аквариум в чистую воду – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу остаться золотою.
Грустная сказка, да и быль не радостнее, потому что превращаются голубые просторы в грязную свалку. Погибают рыбы, водоросли, рачки. Поэтому эти проблемы решать уже нам людям.
4. Обобщение и закрепление знаний
Тест (возможно для каждого) .
Изучите &28 учебника. Выполните задания рубрики «Подумайте!», «Проверьте свои знания», рабочая тетрадь &28 (слайд 8)
Источник