Слово о словах :: Успенский Лев
| Размер шрифта | — / + |
| Цвет теста | |
| Цвет фона | |
| скрыть |
Или прислушайтесь к нашему собственному языку: задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом, какого рода существительное «ножницы» или «штаны»? Вероятно, нет. А между тем мне, учившемуся в школе полвека назад, приходилось ломать голову над этим вопросом. В те времена в зависимости от рода существительного менялось окончание согласующегося с ним прилагательного во множественном числе. Надо было писать: «красныЕ флаги», но «красныЯ девицы» или «красныЯ знамена»; ошибка считалась грубой. Значит, прежде чем написать «сени новые, кленовые», нужно было установить, какого рода слово «сени». А ну-ка, попробуйте установите!
Вы об этом не печалитесь, и хорошо. Но ведь это значит, что вы спокойно пользуетесь существительными «никакого рода». Так что же вас удивило, когда я сказал о существовании языков, где родов вовсе нет?
Сейчас языков около трех тысяч. А раньше их было меньше или больше? Их число уменьшается или растет? И сами они остаются неизменными или как-нибудь меняются? Всё это вопросы, на которые должно давать ответы языкознание.
Вы читаете в книге:
«Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: „Спи, друг одинокий.
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!“
Из мертвой главы гробовая змея
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь».
Так А. С. Пушкин излагает нам легенду о смерти Олега киевского, излагает великолепным русским языком.
А вот другой рассказ о том же легендарном происшествии:
«И приеха Олег на место, идеже бяху лежаще кости его (коня – Л. У. ) и лоб гол… и воступи ногою на лоб; выникнучи змея и уклюну и в ногу и с того разболевся умьре».
На каком языке это написано? По-польски, по-чешски? Нет! Перед нами тоже прекрасный и правильный русский язык, но такой, каким пользовались наши предки за семь-восемь веков до Пушкина. Сравните оба повествования, и вам станет ясно, какая изменчивая, непрерывно принимающая новые облики вещь – язык. Язык как река. Волга в наши дни течет не так, как она текла во времена хозар и половцев. Тем не менее это та же Волга. Так и с языком.
Этого мало. Вчитайтесь в два следующих отрывка:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек,
«Кривая в пространстве определяется заданием радиусов-векторов точек кривой в функции скалярного параметра… Хотя вектор в свою очередь определяется тремя числовыми (скалярными) заданиями, все же замена трех скалярных уравнений одним векторным обычно имеет значительное преимущество».
Можете ли вы положительно утверждать, что оба отрывка написаны на одном и том же языке? И да и нет! И тут и там перед нами современный правильный pycский язык, но в каких двух непохожих друг на друга видах! Можно справедливо усомниться, во всем ли поймут один другого два русских человека, говорящие на этих «разновидных» языках. И все же они-то в конце концов добьются взаимного понимания, тогда как ни француз, ни турок, ни англичанин не уразумеют ни там, ни здесь ни одной фразы.
Язык как море. У одного берега во´ды моря прозрачны и солоны, у другого – опреснены впадающей в него рекой и полны ее мути. И все это в одно и то же время, только в разных точках пространства. Одно и то же море и возле Одессы и под Батуми, только облик его там и здесь совсем разный. То же самое можно сказать и о языке,
Языкознание изучает все виды, все изменения языка. Его интересует все, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли; эта способность во всем мире свойственна только человеку.
Источник
Он у моря как язык отгадка
Какой человек сможет удержать слона?
На берегу моря был камень. На камне было написано слово из 8 букв. Когда богатые читали это слово, они плакали, бедные радовались, а влюбленные расставались. Что это было за слово?
В каком слове 3 буквы л и три буквы п?
На попе сидит и в попу глядит. Какая профессия человека?
Стоит тюрьма, рядом больница. Вокруг них рельсы,а на рельсах движется кругом с большой скоростью поезд. Одному мальчику надо попасть к деду в тюрьму, а одной девочке к бабушке в больницу. Как им это сделать, если поезд не останавливается?
Сколько земли содержит яма диаметром 3 метра и глубиной 3 метра?
Какими нотами можно измерить расстояние?
В поле лежит мертвый человек. На много миль вокруг ни одной живой души. Рядом с человеком лежит мешок. Кто он и как этот бедняга умер?
Какое слово можно записать справа налево, развернуть вверх ногами, отразить зеркально, и оно всё равно останется неизменным?
Двое гуляющих остановились около одного предмета и заспорили. Один сказал: «Это красная». Второй возразил: «Нет, это чёрная.» «Почему же она белая?» — спросил первый. «А потому, что зелёная,» — ответил четвёртый. Что это?
Только она всегда точно знает, где её муж. Кто она?
Почему рыбы плавают в солёной воде?
Сколько раз можно вычесть 6 из 30?
С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получить сразу утро, день, вечер, ночь?
Если бросить в Чёрное море красный камень, то какой он будет?
Источник
Внеклассное мероприятие «До свидания, география»
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
Управление образования Администрации города Дзержинска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Внеклассное мероприятие по географии
«До свидания, география!»
Подготовила учитель географии
Соловьева Кристина Алексеевна
Внеклассное мероприятие по географии, 6 класс, « До свидания, география!»
Занятие проводится в форме игры в конце учебного года после прохождения всего программного материала в 6 классе.
1. Развитие познавательных и творческих способностей обучающихся.
2. Формирование умения работать в группе.
3. Расширение и углубление знаний обучающихся по основным темам географии 6 класса.
Оборудование: маршрутные листы, видеофильм «Священный Байкал», раздаточный материал с заданиями, Песня из к/ф «Дети капитана Гранта» — «Веселый ветер», мультимедиа учебник «География. Наш дом Земля. Материки, океаны, народы, страны».
1. Класс делю на группы, по 5 человек. Каждая группа получает путевой лист с последовательным списком станций. Для работы на станции время регламентируется ( 3 минуты). Каждая группа получает одинаковые задания на каждой станции. Переход на следующую станцию – по сигналу учителя. Группа получает географический прибор, который даст название команде (компас, флюгер, барометр, осадкомер, термометр, глобус). В конце занятия уметь объяснить назначение прибора.
Станция №1 «Топографическая» .
Изобразить путь Ильи Муромца условными знаками . Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, через поле, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла грунтовая дорога, ведущая к дому лесника, налево – пешеходная тропа к болоту, а прямо – улучшенная грунтовая дорога к роднику с живой водой. (За каждый правильный знак – 1 балл).
Станция №2 «Картографическая» .
1. Если численный масштаб карты составляет 1:250 000, то именованный будет (выберите правильный ответ): в 1 см – 250 км, в 1 см – 25 км, в 1 см – 2500 км, в 1 см – 250 м, в 1 см – 2,5 км.
Ответить на вопросы (как можно больше за отведённое время).
1. Самый большой океан? (Тихий.)
2. Самое солёное море? (Красное.)
3. Кто изучает вулканы? (Вулканологи.)
4. Прибор для определения атмосферного давления? (Барометр.)
5. Какие облака несут ливневые дожди и грозы? (Кучевые.)
6.Углубление на вершине вулкана? (Кратер.)
7. Какой океан омывает три материка? (Южный.)
8. Создатель первого глобуса? (Бехайм.)
9. Самые высокие в мире горы? (Гималаи.)
10. Самая большая географическая широта? (90°)
11. Озеро, из которого вытекает река? (Сточное.)
12. В каком слое сосредоточено 80% массы воздуха? (Тропосфера.)
13. Породы, пропускающие воду? (Водопроницаемые.)
14. Вытянутые впадины на дне океана? (Желоба.)
15. Кто совершил первое кругосветное плавание? (Магеллан.)
16. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан.)
17. Самый маленький океан? (Северный Ледовитый.)
18. Специалисты, предсказывающие погоду? (Метеорологи.)
19. На сколько изменится атмосферное давление при подъёме на 100 м?
20. Скопление пресного льда на суше? (Ледник.)
21. При какой температуре замерзает океаническая вода? (–4°С)
22. Самый высокий водопад в Росси? (Ключевская Сопка.)
23. Волна разрушительной силы, возникающая в результате подводного землетрясения? (Цунами.)
24. Природное углубление на суше, заполненное водой? (Озеро.)
25. Полуостров на севере России, говорящий о своём росте? (Ямал.)
26. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
27. Разлив реки в весенний период после таяния снега? (Половодье.)
28. Самая протяжённая река на Земле? (Нил.)
29. Самый большой остров на Земле? (Гренландия.)
30. Многолетний режим погоды в той или иной местности? (Климат.)
31. Горы в Евразии, естественная граница между Европой и Азией? (Урал.)
32. Самый большой полуостров на Земле? (Аравийский п-ов.)
33. Высочайшая горная вершина Земли? (Джомолунгма.)
34. Самое глубокое озеро на Земле? (Байкал.)
35. 3алив и новогодние огни имеют одно название? (Бенгальский залив.)
36. Пролив между Огненной Землёй и Южной Америкой? (Магелланов пролив.)
37. «Интернациональная» река Европы, протекающая через 9 европейских государств? (Дунай.)
38. Полуостров и государство, расположенное на нём имеют один корень в названии? (Индостан.)
39. Какой материк омывают все океаны? (Евразия.)
40. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас.)
Станция №4 «Отгадай загадку» .
Все слушают загадки и пишут отгадки. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы прилива
Он лизал на диво. (Залив.)
2. Он ведёт из моря в море
Он не широк — всего верста,
И в нём, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив.)
3. Бежать, бежать –
Не долететь. (Горизонт.)
4. День и ночь кричит,
А голос не устаёт. (Водопад.)
5. Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото.)
6. Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике,
А широкий кончик – в море. (Река.)
7. В тихую погоду
Бежим по воде. (Волны.)
8. Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ветер.)
Станция №5 «Номенклатурная».
Выдаю контурные карты полушарий, на них цифрами надо отметить географические объекты. Список названий одинаковый для всех групп.
1.Река Амазонка. 2. Озеро Байкал. 3. Западно-Сибирская равнина. 4. Река Енисей 5. Вулкан Ключевская Сопка. 6. Уральские горы. 7. Материк Южная Америка. 8. Река Нил. 9. Озеро Онтарио. 10. Красное море.
Станция №6 «Охраняй природу».
Звучит песня «Славное море – священный Байкал». Почему в печати периодически появляются тревожные сигналы, подобные тем, которые прозвучали в стихотворении «Озеро» А. Вознесенского:
. .И неужели мы будем в истории –
«Эти, Байкал загубили которые»?
Надо вывешивать бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воду не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал:
«Мёртвое море – священный Байкал».
Какие меры вы можете предложить по охране данного озера?
Команды составляют кроссворд из 5–10 слов по любой из изученных тем, количество очков зависит от количества слов.
Пока жюри подводит итоги, ребята просматривают видео фильм «Священный Байкал». Если результат будет спорный, то предложить назвать 10 географических объектов, названных в видеофильме или объяснить назначение прибора, именем которого названа группа.
Подведение итогов. Выставление оценок.
В заключение урока под музыку ( Веселый ветер — Песня из к/ф «Дети капитана Гранта» ) зачитываю шуточный прогноз погоды : «19 мая 2012 года, температура воздуха +16°. Атмосферное давление – 750 мм. ртутного столба. Ветер слабый. Облачно. А в кабинете географии ясно, солнечные улыбки, облачность в знаниях прояснилась, грозовые тучи прошли мимо, роса из глаз не выпадала, урок по-моему прошел не безрезультатно. А какое настроение было у вас на уроке, отметьте на доске, поставив условный знак: «Облачко» — если было трудно, «ясно» — если было интересно». Ребята укрепляют значки.
Источник
Сложные загадки на логику и смекалку
Отгадывайте загадки и решайте задачи на логику от простого к сложному. На ЛогикЛайк более 3500 заданий, 5 уровней сложности!
- Быть умным — это модно Помогаем развить смекалку и остроту ума, развиваем привычку всегда держать мозг в тонусе.
- У нас нет рекламы Это значит не нужно тратить время, ожидая, когда же наконец появится крестик.
- Низкий порог входа Мы начинаем с простых задачек. Но всегда можно поменять сложность. Научим решать самые сложные задачи в любом возрасте.
Попробуйте наш курс развития мышления!
В курсе ЛогикЛайк
- Выбор сложности. Попробуйте задания разного уровня сложности: «Новичок», «Опытный», «Эксперт».
- 2 варианта занятий. Пройдите 3 стартовые главы курса – и откройте доступ к разным категориям.
ЛогикЛайк — онлайн-платформа для развития логического и нестандартного мышления. Разгадывайте загадки и решайте головоломки от простого к сложному!
Сейчас нужны только 10-20 сложных загадок? Продолжайте читать!
Мы собрали для вас авторскую подборку очень непростых и интересных логических загадок. Короткие и длинные, трудные и самые сложные загадки и вопросы на логику — проводите досуг с удовольствием и пользой для мозгов!
Сложные загадки на логику и с подвохом
Один брат — ест и голодает, а другой — идёт и пропадает.
Я — вода и по воде плаваю. Кто я?
Все меня топчут, а я — всё лучше.
Что невозможно удержать и десяти минут, хотя оно легче пёрышка?
Черепахи ползут кругом.
От головы до хвоста 12 м, а от хвоста до головы 0 м. Что это?
Источник