Россия, Красноярский край, Дивногорск, улица Залив Шумиха, 39
Телефон:
+7 (391) 215-10-00
Круглосуточноадминистрация: пн-вс 10:00-18:00
whatsapp telegram vk email

Море лаптевых транспортные пути

Море Лаптевых

Общие сведения

Море Лаптевых, одно из морей Северного Ледовитого океана, расположено между Карским и Восточно-Сибирским морями.

Западной границей моря Лаптевых являются восточные берега островов Северная Земля. С юга район ограничен берегом материка от мыса Прончищева до мыса Святой Нос. Восточной границей являются западные берега Новосибирских островов.

Навигационные условия в море Лаптевых сложные. Южное побережье моря отмелое, поэтому морские суда здесь следуют в основном вне видимости берега. Суровые ледовые условия, особенно в западной части моря (Таймырский ледяной массив), создают трудности для следования судов по рекомендованным путям и часто вынуждают их уходить далеко в море или, наоборот, идти вдоль побережья, где малые глубины ограничивают возможность маневрирования морских судов.

Условия для определения места с помощью радиолокатора благоприятны у восточного берега моря, менее благоприятны у западного и неблагоприятны у южного берега, особенно в районе дельты реки Лена

При плавании в условиях ограниченной видимости необходимо даже в открытом море идти с включенным радиолокатором из-за возможности встречи со льдом. С приближением к берегам надо быть особенно внимательным, чтобы отличить изображение берега от изображения морского льда.

Необходимо помнить, что айсберги и их обломки встречаются в море не только вблизи мощных ледников у островов Северная Земля. Дрейфуя с Восточно-Таймырским течением, они проникают в восточный вход в пролив Вилькицкого, а иногда значительно южнее, к островам Комсомольской Правды и острову Андрея.

Руководство морскими операциями в море Лаптевых осуществляется Штабами Запада (к западу от меридиана 125° вост. долг.) и Востока (к востоку от меридиана 125° вост. долг.).

Все морские суда, плавающие в море Лаптевых, независимо от их ведомственной принадлежности, оперативно подчинены штабу морских операций в соответствии с районом плавания и пунктом назначения. Выбор того или иного маршрута, варианта пути в зависимости от ледовых условий, определение возможности самостоятельного плавания, организация ледокольной проводки (в одиночку или в группе) и авиационной ледовой разведки, контроль за предоставлением судам необходимой ледовой, гидрометеорологической и навигационной информации осуществляется начальником Штаба морских арктических операций.

Берега

Характер берегов моря Лаптевых весьма разнообразен. Восточные берега островов Северная Земля гористы. Горы местами подходят близко к береговой линии, образуя крутые скалистые обрывы высотой до 400 м, а кое-где отступают в глубь местности; на таких участках берег спускается к воде широкими террасами, постепенно понижаясь. Эти берега отмелые, изрезаны заливами.

Северный и восточный берега полуострова Таймыр сильно изрезанные, местами обрывистые. Высота обрывистых участков 15–22 м. В глубь суши высота местности постепенно увеличивается и в 7 милях от береговой линии составляет 100–250 м.

Южное побережье моря Лаптевых представляет собой ряд невысоких горных отрогов, чередующихся с равнинами, типичными для северосибирской тундры. Высота отрогов не более 300 м; только на немногих участках склоны их подходят к самому берегу.

Характерной особенностью южного берега моря Лаптевых являются обширные дельты рек Лена и Яна, где на значительных участках высота берега едва достигает 1–2 м.

Восточный берег моря образован преимущественно пологими склонами прибрежных холмов, лишь местами имеются невысокие скалистые обрывы.

Берега моря Лаптевых значительно изрезаны почти на всем протяжении, однако боль-шинство бухт мелководны; число укрытых якорных мест ограниченно.

Приметных мысов в море Лаптевых немного; на некоторых низких мысах установлены навигационные знаки и радиолокационные отражатели.

Растительный покров на побережье моря Лаптевых однообразен. Тундра подходит вплотную к береговой линии там, где на поверхность суши не выступают песок и твердые коренные породы и где отступают ледники. В низких местах тундра обычно заболочена.

Острова. Острова в море Лаптевых сгруппированы на его границах и в непосредственной близости от берега материка. Острова в северо-западной части моря преимущественно высокие, сложены из каменистых пород и сравнительно мало подвергаются разрушению. К этому типу относится большая часть островов Северная Земля, островов Комсомольской Правды и островов Вилькицкого.

Ко второму типу относятся небольшие низкие острова, сложенные из рыхлых пород и подвергающиеся довольно интенсивному разрушению. Эти острова расположены главным образом у северо-восточного побережья полуострова Таймыр. Переходной группой между этими двумя типами островов являются Новосибирские острова.

Глубины, рельеф дна и грунт

Глубины в большей части моря Лаптевых незначительные, и лишь на материковом склоне у северных границ моря они резко возрастают до океанических глубин Арктического бассейна.

В южной части моря дно до изобаты 100 м представляет собой подводную равнину с невысокими увалами. Уклоны дна здесь очень малы. Равнина пересечена несколькими неглубокими желобами, тянущимися в меридиональном направлении и являющимися подводным продолжением долин рек Хатанга, Анабар, Оленек, Лена и Яна. Особенностью юго-восточной части моря является обширное Семеновское мелководье, расположенное к западу от острова Столбовой.

Грунт в море Лаптевых в основном состоит из илистых и песчанистых отложений. В чистом виде ил и песок встречаются здесь сравнительно редко, чаще отмечаются их смеси с преобладанием того или другого компонента (песчанистый ил или илистый песок).

Предупреждение. При плавании в районах, не обследованных подробным систематическим промером, или в районах, в которых на картах показаны недостоверные глубины, разомкнутые или недостаточно обеспеченные промером изобаты, можно встретить глубины менее показанных на картах, поэтому здесь необходимо соблюдать особую осторожность.

Земной магнетизм

Магнитная изученность моря Лаптевых удовлетворительная. Магнитное склонение на эпоху 1990 г. изменяется от 6,3° Е (78°00′ N, 112°00′ Е) до 16,5° W (73°00′ N, 134°00′ Е). Среднегодовое изменение магнитного склонения от 0,1° до 0,12° к W.

Аномалии магнитного склонения с пределами изменения 4–20° в море Лаптевых наиболее часто встречаются вдоль восточного побережья островов Северная Земля и полуострова Таймыр, а также в районе Новосибирских островов.

Во время сильных магнитных бурь склонение может изменяться на 10–20° и более.

Магнитные бури повторяются через 25–30 суток. Магнитная буря длится несколько часов, но в отдельных случаях – сутки и более.

Наиболее часто магнитные бури наблюдаются в зоне максимума магнитной активности и полярных сияний, которая пересекает море Лаптевых приблизительно на широте Новосибирских островов.

Косвенные признаки наличия сильной магнитной бури – появление подвижных полярных сияний лучистой структуры и нарушение радиосвязи на коротких волнах.

Средства навигационного оборудования

Средства навигационного оборудования в море Лаптевых распределены неравномерно. Светящие знаки имеются не на всех участках берега.

На южном берегу моря установлено значительное количество зрительных средств навигационного оборудования, обеспечивающих определение места судна в прибрежной зоне моря.

Плавучие средства навигационного оборудования вследствие почти постоянного наличия дрейфующего льда в продолжение всего навигационного периода в открытой части моря Лаптевых не выставляются.

Отмелость берегов моря Лаптевых, частые неблагоприятные условия видимости, а также тяжелая ледовая обстановка нередко вынуждают даже каботажные суда следовать вне видимости не только средств навигационного оборудования, но и самих берегов. Поэтому основное, значение приобретают радионавигационные способы определения места судна. Для обеспечения обсерваций служат: установленные на побережье радиомаяки, объединенные в группы с дальностью действия 80–200 миль, и автоматические радиомаяки с дальностью действия 35–100 миль.

Порты и якорные места

В море Лаптевых расположен порт Тикси (71°42¢ N, 129°36′ Е), в котором производится перевалка грузов с морских судов на речные для их дальнейшей транспортировки по рекам.

Большинство якорных мест у западного побережья моря Лаптевых открыто ветрам с моря, стоянка на них бывает неспокойна из-за дрейфа льда. Более благоприятны условия для якорной стоянки в заливе Фаддея.

Рекомендации для плавания по основным рекомендованным путям

Пути плавания в море Лаптевых

При следовании по основным рекомендованным путям в море Лаптевых необходимо учитывать:

  • при переходах с запада на восток или в обратном направлении суда обычно испытывают заметный, до 5–8 миль в сутки, снос к северу;
  • определение места судна с помощью радиотехнических средств является основным, однако надлежит применять и другие способы и методы, в том числе и астрономические;
  • якорные места имеются только непосредственно у берегов;
  • к отмелым южным берегам моря подход морских судов затруднен, здесь можно найти только временное укрытие от южных ветров, но не от льда, дрейфующего с севера.

Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Санникова

Выйдя в точку 77°45′ N, 105°00′ Е, надо повернуть на рекомендованный курс 112,4°, ведущий непосредственно к проливу Санникова. Протяженность этого пути около 540 миль. Точка поворота может быть определена по светящему знаку Чекина (77°41 N, 104°42’Е). Плавание в пределах первых 45 миль проходит в видимости берега, и на этом участке имеется возможность определить место судна по береговым знакам, а в ограниченную видимость – по радиолокационному изображению берега и островов на шкале дальности 15 миль. К востоку от меридиана 108° вост. долг, берега скрываются.

В районе меридиана 118° вост. долг, судно входит в зону действия радиомаяка Дунай.

Участок пути длиной около 90 миль между меридианами 118° и 124° вост. долг, входит в зону действия радиомаяка Дунай.

Пройдя меридиан 130° вост. долг., судно последовательно вступает в зону действия радиомаяков восточной части моря Лаптевых: Столбовой-Остров, Кигилях, Санникова и Котельный.

При северных ветрах не исключена возможность сноса судна к 5 в сторону Семеновского мелководья. Нельзя допускать выход судна на глубины менее 12–13 м. При уменьшении глубин до 14–15 м следует уменьшить скорость и при дальнейшем, даже незначительном уменьшении глубин повернуть к N для выхода на большие глубины, приняв все меры к определению точного места судна. Приблизительно от меридиана 132° вост. долг., выйдя в район глубин менее 20 м, надо включить радиолокатор на шкалу наибольшей дальности. Острова Столбовой и Бельковский, если они не окружены торосистыми льдами, опознаются на экране радиолокатора с 30 миль.

Рекомендованный курс 112,4° ведет приблизительно посредине прохода между островами Столбовой и Бельковский. С помощью радиолокатора отсюда могут быть одновременно обнаружены оба эти острова, а также возвышенности юго-западной части острова Котельный.

В условиях отличной видимости возвышенности островов Столбовой, Бельковский и Котельный открываются с 30—35 миль.

Вход в пролив Санникова хорошо опознается по светящему знаку Санникова и постройкам полярной станции Пролив Санникова, а с помощью радиолокатора на шкале дальности 15 миль – по юго-западному берегу острова Котельный.

Плавание от пролива Вилькицкого к проливу Дмитрия Лаптева

Следуя курсом 112,4°, рекомендованным для перехода к проливу Санникова, и выйдя к острову Столбовой, нужно определить место судна по пеленгам на радиомаяки Столбовой-Остров, Санникова и Котельный. Затем необходимо из точки 74°46′ N, 135°30′ Е повернуть на курс 148°, ведущий к западному входу в пролив Дмитрия Лаптева, с расчетом выйти в точку 73°17′ N, 138°52′ Е. Глубины на этом участке 14–28 м. Путь ведет в 15–18 милях от острова Столбовой и место судна можно контролировать по пеленгам на северный и южный мысы острова или по его радиолокационному изображению. Место судна можно определить по радиомаякам Столбовой-Остров, Санникова, Кигилях, Святой Нос, Буор-Хая, Земля Бунге. Определив место, необходимо повернуть на рекомендованный курс 99°. На этом курсе ориентирами служат горы на полуострове Кигилях, маяк Кигилях, знак на холме высотой 144 м, расположенном в 1,8 мили к Е от мыса Кигилях, Место судна можно определить и по радиомаякам Кигилях и Святой Нос.

Источник информации: Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути. – С.П-б: Изд. ГУНИО МО РФ, 1995, 415 с.

Источник

ЛА́ПТЕВЫХ МО́РЕ

В книжной версии

Том 16. Москва, 2010, стр. 712

Скопировать библиографическую ссылку:

  • ЛА́ПТЕВЫХ МО́РЕ, ок­ра­ин­ное мо­ре Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го ок., у сев.-вост. бе­ре­гов Азии, ме­ж­ду ар­хи­пе­ла­гом Се­вер­ная Зем­ля, п-овом Тай­мыр, по­бе­режь­ем Си­би­ри и Но­во­си­бир­ски­ми о-ва­ми. Со­об­ща­ет­ся че­рез про­ли­вы с мо­ря­ми: на за­па­де с Кар­ским, на вос­то­ке с Вос­точ­но-Си­бир­ским. Зап. гра­ни­ца про­хо­дит от мы­са Арк­ти­че­ский (сев. точ­ка о. Ком­со­мо­лец) по вост. бе­ре­гам ост­ро­вов ар­хи­пе­ла­га Се­вер­ная Зем­ля и про­ли­вам Крас­ной Ар­мии, Шо­каль­ско­го, Виль­киц­ко­го, за­тем по вост. по­бе­режь­ям п-ова Тай­мыр до устья Ха­тан­ги; юж­ная – да­лее по ма­те­ри­ко­во­му по­бе­ре­жью до мы­са Свя­той Нос (141° в. д.); вос­точ­ная – по прол. Дмит­рия Лап­те­ва, зап. бе­ре­гу Боль­шо­го Ля­хов­ско­го ост­ро­ва, прол. Эте­ри­кан, зап. бе­ре­гу Ма­ло­го Ля­хов­ско­го ост­ро­ва, прол. Сан­ни­ко­ва, зап. по­бе­ре­жью о. Ко­тель­ный до мы­са Ани­сий, да­лее в от­кры­том мо­ре по ме­ри­диа­ну 139° в. д. до па­рал­ле­ли 79° с. ш.; се­вер­ная – от этой точ­ки по ду­ге боль­шо­го кру­га до мы­са Арк­ти­че­ский. В этих гра­ни­цах пло­щадь Л. м. 662 тыс. км 2 , объ­ём 353 тыс. км 3 . Наи­боль­шая глу­би­на 3385 м (79°35 ′ с. ш., 124°40 ′ в. д.).

    Источник

    Море Лаптевых

    На северо-западе России, в акватории Северного Ледовитого океана расположено море Лаптевых, которое омывает берега Таймырского полуострова, Северную Землю, Новосибирские острова и, конечно, Сибирь. Как и в других морях Крайнего Севера, климат здесь очень сложный, около 10 месяцев в году температура воздуха ниже нуля, а из-за того, вода не слишком соленая, она замерзает быстро. Грузоперевозки по морю Лаптевых осложняются тем, что от льда оно освобождается только в конце лета и в октябре снова начинается суровая зима.

    В основном, эта акватория используется в навигации, даже у берегов здесь не осуществляется добыча рыбы, пушнины и мяса в промышленных масштабах. На побережье проживает немного народу, все острова, расположенные здесь, не имеют постоянных поселений из местных — только военные объекты и полярные станции. Тем не менее и для них нужна транспортировка по морю Лаптевых. Снабжение солдат и исследователей, которые остаются здесь на долгую полярную зиму — крайне важно.

    Самым большим портом на побережье является Тикси, где проживает около 5 тысяч человек. Расположен поселок в Булунском Улусе и принадлежит Якутии. Логистика по морю Лаптевых включает также перевозки грузов по рекам, впадающих в эту акваторию. И к Тикси присоединяется еще один важнейший арктический порт — Хатанга, стоящий на одноименной реке. Часть моря Лаптевых входит в заповедник «Таймырский», администрация которого находится в Хатанге.

    Замечено, что перевозки по морю Лаптевых — это всегда преодоление значительного ледяного массива — это довольно мелководная акватория, промерзающая на большую глубину. Льда здесь образовывается больше, чем в трех других морях Северного Ледовитого океана — Восточно-Сибирского, Карского и Баренцева.

    Транспорт грузов по морю Лаптевых зачастую является частью мультимодальных перевозок из Европы в Азию и наоборот. Через эту акваторию проходит Северный морской путь, которым следуют суда, перевозящие товары на экспорт или осуществляющие каботажную транспортировку.

    В советское время ледоколы курсировали до Дудинки на востоке (Карское море) и от Певека в восточные порты. Отправка грузов по морю Лаптевых и сообщения с местными портами почти не было. Сейчас же, благодаря освоению нефтяных месторождений и созданию военных баз в Арктике, даже эта трудная для прохождения акватория, освоена.

    К примеру, мыс Кожевникова и поселок Нордвик разрабатывали запасы угля и соли уже около ста лет назад. Также на северном берегу Сибири (республика Саха) есть залежи алмаза, золота и олова. Если ранее доставка по морю Лаптевых ограничивалась вывозом пушнины, дерева, стройматериалов, то теперь суда фрахтуют и для доставки тяжелой техники военным, жилых модулей, хозяйственных и военных грузов, а также оборудования и продовольствия для полярных исследователей.

    Однако современное оснащение судов позволяет им курсировать по морю Лаптевых с поддержкой ледокольного флота без особых затруднений и регулярно осуществлять снабжение жителей военных городков и цивильных поселков.

    Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее